Текст Чиж & Co — Мама
"...Мама, я очень болен, Мама, нас лечат не те врачи Те, кто нас заразил этим, врачуют нам раны, Именно поэтому я неизлечим..."
Священство неспособно оказать помощь себе и собственному институту. При этом совершенно нелепо звучит задача – духовного попечения о людях.
Когда я писал прошение о выходе за штат по причине развода, узнал, что это «шестой или седьмой случай» развода в семье священника за прошедший год в нашей епархии.
Строить храм, открыть гимназию, заниматься миссионерством, издательством (это все в лучшем случае), да, чем угодно - проще, чем решать собственные психологические проблемы. Отчитаться в грехах на исповеди проще, чем их исправить. Большинство чем угодно закрывается от этих проблем, чувствуя беспомощность.
Один потомственный священник в беседе о исповеди и покаянии удивленно спросил – а что, разве возможно что-то исправить?!... Прочтите ещё раз предыдущее предложение... Этот искренний человек, с детства находившийся в церковной среде прекрасно воспринял её дух. Другой, из обычной семьи, в своей теории полностью абстрагировался от реалий мыслью, что это «дела Божьи» - я выслушал, прочитал разрешительную молитву и все, на этом моя ответственность заканчивается, легко превратившись в ритуального истукана и автомат по раздаче благословений. Мне тяжело давалось принимать исповедь, когда на протяжении десятилетий я не наблюдал изменений в своей жизни, а теперь приходилось подобное наблюдать у других. Способность человека видеть свои ошибки это двери для исправления, сформулировать – значит осознать. Но бесконечно проговаривать проблемы само по себе не дает положительного результата, более того, приводит к различным расстройствам, унынию, неврозу, чувству слабости… какое уж тут «Царственное священство, народ святой» - народ унылый и беспомощный. Простой человек в таком состоянии очень легко поддается манипуляциям, а наделенный властью, паче духовной приобретает отрицательные качества - цинизм, высокомерие, жестокосердие, лицемерие и проч.. Этого добра достаточно пришлось наблюдать, особенно ярко это выражено во время приезда владыки. Перед ним лебезят, его боятся, он в свою очередь совершенно не гнушается "смирять" отцов ругаясь на них в алтаре, а порой откровенно высмеивая. "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви." эти слова апостол Иоанн написал не для них. Немудрено, что некоторые настоятели общаются с собратьями и подчиненными весьма пренебрежительно или грубо.
Проблемы можно решать, это не стыдно. Стыдно делать вид, что все хорошо.